Изучение показателей здоровья дошкольного и подросткового населения с точки зрения социальной гигиены было начато под руководством А. В. Молькова в Государственном институте социальной гигиены и продолжалось в Институте охраны здоровья детей и подростков. По инициативе А. В. Молькова была разработана методика изучения состояния здоровья детей и подростков. В ГИСГ в число объектов комплексных социально-гигиенических исследований всегда включались детские и подростковые группы населения. В программу работы с этими группами входило: изучение здоровья по ряду показателей и в первую очередь физического развития как наиболее объективного показателя и изучение условий воспитания и обучения в детских и подростковых учреждениях.
Из экспедиционных работ института, направленных на изучение жизни различных народностей (даргинцы, аварцы, калмыки), опубликованы материалы о физическом развитии детей и подростков, ставшие исходными тля последующих исследований. Они были проведены сотрудниками кафедр школьной гигиены (Л. И. Заглухинской, 1928; М. Д. Большаковой, 1930). Материалы обрабатывались в антропометрическом бюро института.
Кроме того, в институте ставились исследования только детских или подростковых групп населения. К последним относятся обширные работы по изучению физического развития сельских школьников Волоколамского уезда Московской области, фабричного района Тулы и школьников бывшего села Богородское (сейчас г. Ногинск); где впервые в 1885 г. Ф. Ф. Эрисманом было проведено обследование детей из семей рабочих «Богородской мануфактуры». Эти работы, начатые антропометрическим кабинетом ГИСГ в 30-х годах, положили начало повсеместному изучению динамики состояния здоровья детского населения. Итоги этих исследований показали «эпохальные» сдвиги в уровне физического развития детей и стали первичными при дальнейшем учете динамики состояния здоровья на разных этапах развития нашей страны.