Состояние здоровья подростков

Проблема изучения состояния здоровья населения вообще и подрастающего поколения в частности в на­стоящее время имеет большое государственное значе­ние, так как результат глубоких социально-гигиениче­ских исследований в этой области является основным критерием организации, планирования и проведения в жизнь широких лечебно-профилактических мероприятий.
Первые исследования состояния здоровья и физиче­ского развития детей в России принадлежат Ф. Ф. Эрисману и А. В. Молькову. В течение 6 лет (1879-1885) Ф. Ф. Эрисман изучал физическое развитие фабричных рабочих Тулы и текстильщиков Глуховской мануфакту­ры, среди которых значительное число составляли дети и подростки. А. В. Мольковым был организован учет здоровья школьников Звенигородского уезда Московской губернии силами участковых врачей согласно постанов­лению уездного санитарного совета в 1907 г. Итоги этой работы были им доложены на очередной сессии Звени­городского уездного собрания в 1910 г. и впоследствии опубликованы. Автор представил характеристику физического раз­вития и состояния «болезненности» учащихся с подроб­ным анализом данных и сопоставлениями с результата­ми исследования других авторов.
Разбирая разноречивые итоги аналогичных исследо­ваний в начальной школе, А. В. Мольков (1947) прихо­дит к выводу, что на здоровье детей оказывают влияние главным образом профессия родителей, их благосостоя­ние и здоровье. Эту мысль он иллюстрирует данными литературы о состоянии здоровья школьников. Дети из семей привилегированных классов во всех возрастах имели рост выше, чем дети из семей крестьян, мастеро­вых, а физическое развитие детей мастеровых значитель­но отставало по всем показателям от детей крестьян. В этой же работе А. В. Мольков уделяет большое внимание методикам исследования и заполнения учет­ной карточки здоровья. Образец такой карточки, а также «Правила регист­рации наблюдений за здоровьем учащихся» были рас­смотрены школьно-санитарной комиссией, образованной XVII губернским съездом врачей Московского земства, председателем которой был А. В. Мольков.
В советское время А. В. Мольков был одним из ини­циаторов создания унифицированной методики изучения физического развития детей и подростков. Государственный институт социальной гигиены (ГИСГ), директором которого А. В. Мольков был с 1924 по 1931 г., проводил большую научно-методическую ра­боту по отбору и согласованию различных методик и являлся основным консультантом для органов здравоох­ранения по всем вопросам изучения социального здо­ровья населения.
ГИСГ был компетентным органом, объединяющим разносторонний опыт социально-гигиенических исследо­ваний. Коллектив ГИСГ стал первым организатором социальной гигиены в РОССИИ, им созданы различные консультативные бюро, первым из которых было орга­низованное в начале 1926 г. Центральное антропометри­ческое бюро во главе с видным ученым антропологом В. В. Бунаком. Под его руководством за относительно короткий срок были изданы работы по унификации ме­тодов антропометрических исследований, стандартизации антропометрического инструментария и аппаратуры.


Leave a Reply