Анализ имеющихся работ показывает, что изучение влияния химического фактора проводится при содержании химических веществ на уровне ПДК (А. М. Мамедов и др., 1968); ниже ПДК (Д. И. Каганович и др., 1969; И. И. Кондратьева, 1974, и др.) и выше ПДК (И. Б. Крамаренко и др., 1971; Н. В. Ростомбекова, 1972, и др.). Установлено, что производственное обучение возможно при наличии ряда химических веществ, например, углеводородов нефти (А. М. Мамедов), сернистого газа (И. И. Кондратьева и др.) на уровне и ниже ПДК, но при некотором ограничении — возраста, начала контакта, времени и т. д. При других веществах, к которым организм подростка, видимо, более чувствителен (сероуглерод, окись углерода, сероводород и др.), обучение возможно лишь при концентрации их в воздухе ниже ПДК (И. И. Кондратьева и др., В. А. Суханова и др.). В ряде работ (Д. И. Каганович, 1969, и др.) имеются указания, что при контакте с некоторыми веществами (свинец, бензол, толуол, ксилол) при концентрации их в 2-3 раза ниже ПДК у подростков выявлены некоторые сдвиги со стороны нервной системы и периферической крови.
Во всех исследованиях по изучению влияния на подростков химических веществ в концентрациях выше ПДК в несколько раз выявлены значительные сдвиги со стороны органов и систем. Так, например, условия производства капронового волокна — капролактам и динил (Н. А. Ростомбекова и др., 1970) оказывают неблагоприятное воздействие на организм подростков, вызывая явления интоксикации уже в первые 2 года обучения (астено-вегетативный синдром, снижение максимальной вентиляции легких и коэффициента респирации, снижение гемоглобина, лейкоцитов и эритроцитов, снижение антитоксической функции печени в единичных случаях, нарушение менструальной функции).