Восприятие окружающего мира не может осуществляться без наличия света. И реакция на свет, и выполнение зрительной работы тесно связаны друг с другом и обусловливают функциональное состояние оптического анализатора.Напомним, что преломление света в оптических средах глаза — при покое аккомодации, когда хрусталик максимально уплощен, а зрачок полностью открыт,- называется рефракцией. Различают три вида рефракции глаза: эмметропическую (нормальную), гиперметро-пическую (дальнозоркую) и миопическую (близорукую). В эмметропическом глазу параллельные лучи от нормально освещенных далеких предметов пересекаются (фокусируются) на сетчатке. Для получения на сетчатке ясного изображения близко расположенных предметов эмметропический глаз должен усилить свою преломляющую способность за счет напряжения или аккомодационного рефлекса (т. е. путем увеличения кривизны хрусталика), или зрачкового (уменьшение входного отверстия глаза), что возможно при увеличении уровня освещенности, или того и другого рефлексов вместе.
Рефракция глаза не представляет собой нечто застывшее и неизменное. В течение жизни она претерпевает ряд изменений. Подавляющее большинство новорожденных имеют гиперметропию из-за малого размера глаз, мала и переднее-задняя ось его. По мере роста организма увеличивается и глазное яблоко, следствием чего является постепенное уменьшение гиперметропии. У некоторых детей под влиянием внешних условий и особенностей организма этот процесс развивается медленно и к 12 годам, когда прекращается формирование рефракции, глаз остается гиперметропическим, хотя и в очень небольшой.! степени. У других рост глаз происходит быстрее, и он приобретает нормальную, эмметропическую, рефракцию. Иногда рост глазного яблока приводит к такому удлинению передне-задней оси, что преломляющая сила? оптических сред глаза становится избыточной и фокус лучей оказывается впереди сетчатки, т. е. развивается! миопия. Считается установленным фактом, что число школьников с миопией увеличивается при переходе из класса в класс, особенно заметно с 5-го класса, и достигает: наибольших величин в 10-м классе.
Ко времени совершеннолетия примерно 1/6 часть подростков средней полосы Советского Союза ограничена в той или иной степени в выборе профессии из-за миопии. Отметим, что частота распространения миопии в различных местностях страны заметно варьирует. С продвижением с севера на юг относительное число детей! с миопией, как правило, убывает. Очевидно то, что на развитие миопии оказывают влияние многообразные условия окружающей среды и в первую очередь неблагоприятный световой климат. Многие ученые нашей страны придают большое значение в происхождении миопии неблагоприятным факторам внешней среды. Естественно, что совсем не исключается значение наследственного фактора в развитии миопии, ибо она нередко наблюдается у членов одной семьи.
Накопленный материал позволяет со всей достоверностью утверждать, что среди молодежи (учащихся) число лиц с миопией с возрастом, от класса к классу, увеличивается, т. е. зависит от объема зрительной нагрузки,:] и что в северных районах страны, где неблагоприятным световой (и ультрафиолетовый) климат, лиц с миопией! больше (в 2 и даже 3 раза), чем в южных областях, т. е.’ имеется связь со световым и ультрафиолетовым климатом. Таким образом, в развитии миопии, конечно, кроме! генетических, основную роль играют два фактора: большая зрительная нагрузка и неблагоприятные световые условия при выполнении ее.