Восприятие окружающего мира

Восприятие окружающего мира не может осуще­ствляться без наличия света. И реакция на свет, и вы­полнение зрительной работы тесно связаны друг с дру­гом и обусловливают функциональное состояние опти­ческого анализатора.Напомним, что преломление света в оптических сре­дах глаза — при покое аккомодации, когда хрусталик максимально уплощен, а зрачок полностью открыт,- называется рефракцией. Различают три вида рефракции глаза: эмметропическую (нормальную), гиперметро-пическую (дальнозоркую) и миопическую (близо­рукую). В эмметропическом глазу параллельные лучи от нор­мально освещенных далеких предметов пересекаются (фокусируются) на сетчатке. Для получения на сетчат­ке ясного изображения близко расположенных предметов эмметропический глаз должен усилить свою преломляющую способность за счет напряжения или ак­комодационного рефлекса (т. е. путем увеличения кри­визны хрусталика), или зрачкового (уменьше­ние входного отверстия глаза), что возможно при увеличении уровня освещенности, или того и другого рефлексов вместе.
Рефракция глаза не представляет собой нечто за­стывшее и неизменное. В течение жизни она претерпева­ет ряд изменений. Подавляющее большинство новорож­денных имеют гиперметропию из-за малого размера глаз, мала и переднее-задняя ось его. По мере роста организма увеличивается и глазное яблоко, следствием чего явля­ется постепенное уменьшение гиперметропии. У некото­рых детей под влиянием внешних условий и особенностей организма этот процесс развивается медленно и к 12 го­дам, когда прекращается формирование рефракции, глаз остается гиперметропическим, хотя и в очень небольшой.! степени. У других рост глаз происходит быстрее, и он приобретает нормальную, эмметропическую, рефракцию. Иногда рост глазного яблока приводит к такому уд­линению передне-задней оси, что преломляющая сила? оптических сред глаза становится избыточной и фокус лучей оказывается впереди сетчатки, т. е. развивается! миопия. Считается установленным фактом, что число школь­ников с миопией увеличивается при переходе из класса в класс, особенно заметно с 5-го класса, и достигает: наибольших величин в 10-м классе.
Ко времени совершеннолетия примерно 1/6 часть под­ростков средней полосы Советского Союза ограничена в той или иной степени в выборе профессии из-за мио­пии. Отметим, что частота распространения миопии в различных местностях страны заметно варьирует. С про­движением с севера на юг относительное число детей! с миопией, как правило, убывает. Очевидно то, что на развитие миопии оказывают влияние многообразные условия окружающей среды и в первую очередь неблагоприятный световой климат. Многие ученые нашей страны придают большое зна­чение в происхождении миопии неблагоприятным фак­торам внешней среды. Естественно, что совсем не исклю­чается значение наследственного фактора в развитии миопии, ибо она нередко наблюдается у членов одной семьи.
Накопленный материал позволяет со всей достоверно­стью утверждать, что среди молодежи (учащихся) число лиц с миопией с возрастом, от класса к классу, увели­чивается, т. е. зависит от объема зрительной нагрузки,:] и что в северных районах страны, где неблагоприятным световой (и ультрафиолетовый) климат, лиц с миопией! больше (в 2 и даже 3 раза), чем в южных областях, т. е.’ имеется связь со световым и ультрафиолетовым климатом. Таким образом, в развитии миопии, конечно, кроме! генетических, основную роль играют два фактора: большая зрительная нагрузка и неблагоприятные световые условия при выполнении ее.


Leave a Reply