Уровень яркости

Оптимальный уровень яркости при выполнении определенной работы обусловливается не возрастом лиц, производящих ее, а именно особенно­стью этой работы, в первую очередь размером объекта различения.Исследование влияния света различного спектрально­го состава (с цветовой температурой 2800, 3500 и 6500° К) свидетельствует о том, что оно проявляется лишь при низких уровнях яркости (ниже 100 кд/м2).
Спектральная характеристика видимой радиации при достаточных уровнях освещенности не имеет большого значения и не зависит от принципа генерирования света. Люминесцентными лампами и лампами накаливания можно создать совершенно одинаковую по спектру све­товую обстановку.
В последнее время обсуждается вопрос о сезонном нормировании видимой радиации (Ю. Д. Жилов, 1969). Длительное наблюдение за школьниками севера, средней полосы и юга нашей страны показало, что зрительная работоспособность у них зависит от сезона года. Особен­но четко это проявляется у детей, живущих на севере, где в период полярной ночи в течение почти 100 дней полно­стью отсутствует естественное освещение. В весенний период года дети перерабатывают зри­тельную информацию гораздо в меньшем объеме, чем осенью. Четкое различие в уровне зрительных функций в зави­симости от предшествующего воздействия естественного излучения дает основание исследователю выдвигать тре­бование о сезонном нормировании видимой радиации.
Обсуждается вопрос о нормировании для детей и подростков не только оптимальных уровней освещенно­сти, которые обусловливаются характером зрительной работы и создаются лишь в период выполнения этой ра­боты, но и минимально необходимых, которые должны иметь место на протяжении всего периода бодрствования человека. Предполагается, что минимальные необходи­мые уровни искусственной освещенности будут зависеть от степени и характера действия естественной освещенно­сти. Дело в том, что .в условиях средней полосы и юга искусственное освещение зимой является как бы времен­ным (2-3 ч в день) дополнением к естественному, а в условиях севера, особенно в период полярной ночи,- единственным фактором, создающим на протяжении поч­ти трети года условия для работоспособности зрительного анализатора, получающего необходимую информацию об окружающем мире, и оказывающим при этом общее биологическое воздействие.
Кроме того, многолетние осенние исследования и сравнительный анализ зрительной работоспособности школьников юга и севера в этот период года позволили отметить весьма существенный факт. Работоспособность первых после лета была выше, чем вторых. Это позволило учены?.! сделать верное предположение о том, что организму полезно не только большое количе­ство света, но и полноценное воздействие ультрафиолете­вого излучения. Дети, живущие на юге, в большей степе­ни, чем школьники севера, имеют возможность использовать живительное действие солнечных лучей.
С освоением богатств севера, человек все дальше бу­дет продвигаться в зону вечной мерзлоты и осваивать ее. Уже сейчас является актуальным вопрос о необходимости создания в помещениях для детей и подростков не только соответствующих (оптимальных и минимальных) уровней освещенности, но и сочетание их с искусственным ультра­фиолетовым облучением.


Leave a Reply