Уровень медицинской науки

Современный уровень медицинской науки позволяет значительно расширить и углубить понятие индивиду­ального «здоровья», под которым в настоящее время понимается не только отсутствие каких-либо функцио­нальных отклонений организма, но и хороший уровень функций различных систем, а также гармоничность фи­зического развития (С. М. Громбах, 1967).Многие годы в Советском Союзе подростки подвер­гаются систематическому углубленному медицинскому осмотру с последующим обобщением полученных дан­ных, с группировкой в зависимости от их состояния здо­ровья и поставленных целей обследования (распределение для занятий физкультурой, диспансеризации, оценки здоровья в социально-гигиеническом значении и т. д.) В связи с этим возникает вопрос о методических под­ходах к проблеме изучения состояния здоровья, эволю­ция которых неизбежна по мере изменения социально-экономических условий жизни, в частности материаль­но-технической базы общества.
Необходимо было разработать такие методики изу­чения состояния здоровья, которые способствовали бы выявлению самых незначительных, легко поддающихся коррекции отклонений в состоянии здоровья, т. е- выяв­ляли бы функциональные нарушения, преморбидные состояния и самые начальные стадии заболеваний. Совершенно естественно, что выполнение этих задач потребовало значительного расширения комплекса по­казателей, характеризующих состояние здоровья и кри­терии его оценки. Оценку состояния здоровья каждого учащегося це­лесообразно строить с учетом «определяющих призна­ков здоровья» (С. М. Г ромбах, 1967): 1) отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни; 2) гармоническое и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое); 3) нормальный уровень функции; 4) отсутствие наклонности к заболеваниям.
При исследовании состояния здоровья необходимо определить все четыре признака. Однако наличие или отсутствие болезни в момент обследования и заболевав-, мости за предшествующий период времени обычно учи­тываются при изучении состояния здоровья; в то же время степень и характер достигнутого развития и уро­вень функций в ряде случаев изучаются недостаточно. Определяется в основном физическое (морфологиче­ское) развитие, тогда как для получения полной харак­теристики здоровья подростка или широких контингентов населения необходим учет степени функционирова­ния отдельных физиологических систем.
Социально-гигиеническая группировка обследуемых детей и подростков с различными отклонениями в со­стоянии здоровья предложена Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РОССИИ:
1. Клинически здоровые, нормально и гармонически развитые, с нормальным уровнем функций.
2. Здоровые в момент осмотра, но с некоторыми морфологическими и функциональными нарушениями, с отклонениями в темпах и характере роста и развития, с незначительно измененным уровнем функций, часто или длительно болеющие острыми заболеваниями.
3. С длительно текущими заболеваниями, с сохране­нием в основном функциональных возможностей орга­низма.


Leave a Reply