Современный уровень медицинской науки позволяет значительно расширить и углубить понятие индивидуального «здоровья», под которым в настоящее время понимается не только отсутствие каких-либо функциональных отклонений организма, но и хороший уровень функций различных систем, а также гармоничность физического развития (С. М. Громбах, 1967).Многие годы в Советском Союзе подростки подвергаются систематическому углубленному медицинскому осмотру с последующим обобщением полученных данных, с группировкой в зависимости от их состояния здоровья и поставленных целей обследования (распределение для занятий физкультурой, диспансеризации, оценки здоровья в социально-гигиеническом значении и т. д.) В связи с этим возникает вопрос о методических подходах к проблеме изучения состояния здоровья, эволюция которых неизбежна по мере изменения социально-экономических условий жизни, в частности материально-технической базы общества.
Необходимо было разработать такие методики изучения состояния здоровья, которые способствовали бы выявлению самых незначительных, легко поддающихся коррекции отклонений в состоянии здоровья, т. е- выявляли бы функциональные нарушения, преморбидные состояния и самые начальные стадии заболеваний. Совершенно естественно, что выполнение этих задач потребовало значительного расширения комплекса показателей, характеризующих состояние здоровья и критерии его оценки. Оценку состояния здоровья каждого учащегося целесообразно строить с учетом «определяющих признаков здоровья» (С. М. Г ромбах, 1967): 1) отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни; 2) гармоническое и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое); 3) нормальный уровень функции; 4) отсутствие наклонности к заболеваниям.
При исследовании состояния здоровья необходимо определить все четыре признака. Однако наличие или отсутствие болезни в момент обследования и заболевав-, мости за предшествующий период времени обычно учитываются при изучении состояния здоровья; в то же время степень и характер достигнутого развития и уровень функций в ряде случаев изучаются недостаточно. Определяется в основном физическое (морфологическое) развитие, тогда как для получения полной характеристики здоровья подростка или широких контингентов населения необходим учет степени функционирования отдельных физиологических систем.
Социально-гигиеническая группировка обследуемых детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья предложена Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РОССИИ:
1. Клинически здоровые, нормально и гармонически развитые, с нормальным уровнем функций.
2. Здоровые в момент осмотра, но с некоторыми морфологическими и функциональными нарушениями, с отклонениями в темпах и характере роста и развития, с незначительно измененным уровнем функций, часто или длительно болеющие острыми заболеваниями.
3. С длительно текущими заболеваниями, с сохранением в основном функциональных возможностей организма.