Когда отсутствуют условия для тренировки организма путем постепенного увеличения производственной нагрузки, то необходимые навыки и приемы работы на первых этапах производственного обучения вообще не приобретаются.В этой связи рекомендуется не только регламентировать перерывы в работе в горячих цехах, но и начинать производственную практику или работу в них в такое время года (весна, осень), когда метеорологические условия наиболее благоприятны и обеспечивают как бы естественный и постепенный переход к воздействию теплового фактора на производстве.
При физической и умственной работе трудовой процесс характеризуется рядом этапов — «этап вхождения в работу» переходит в «рабочий сдвиг», который характеризуется наивысшей производительностью труда и оптимальностью физиологических реакций организма, этот период заканчивается с окончанием рабочего дня. Нерациональный режим дня может обусловить накопление утомления.
Установленный распорядок дня не рекомендуется часто менять, поскольку он приучает к четкости, точности и обусловливает весьма благоприятные условия для тренировки и закрепления определенного ритма трудовой деятельности. Однако целесообразно при неизменности ритма менять темпы работы, чередуя виды труда, что способствует снятию тормозного влияния длительной однообразной работы.
Было обнаружено, что при выполнении в течение длительного времени однотипных рабочих операций в процессе производственного обучения у подростков к концу дня наблюдается увеличение числа произвольных перерывов, удлинение времени выполнения операций, при этом показатели энергетических трат организма ухудшаются. Подобных явлений при ином чередовании производственной деятельности у тех же подростков не наблюдалось. Таким образом, для подростков оказывается более благоприятным режим дня, при котором подростки выполняют в процессе трудового дня различные операции.
Примером монотонной работы, связанной с однообразием многократно повторяемых движений и большой дробностью операций, является работа на конвейере. Неблагоприятные моменты этой работы могут быть устранены при осуществлении оптимального режима с введением дополнительных перерывов, сочетающихся с активным отдыхом, функциональной музыкой, а также при регулировании скорости движения конвейера. Ликвидация монотонности может быть осуществлена за счет укрупнения производственных операций, если они состоят из очень дробных циклов, или расчленения сложных операций на простые.
Следует подчеркнуть, что рациональный режим труда можно создать лишь тогда, когда успешно организован полноценный отдых, который предупреждает возможность переутомления. Отдых должен быть достаточным по продолжительности и систематичным, причем время отдыха должно быть дифференцировано для подростков различного возраста с учетом степени их тренированности к трудовой деятельности и адаптации к факторам производственной среды. Так, для подростков 14-16 лет при 4-часовом рабочем дне рекомендуется делать через 50 мин работы 10-минутный перерыв, а еще через 50 мин работы перерыв на 30 мин, в который учащиеся могут пообедать, далее через 50 мин работы еще 10-минутный перерыв.