Тренировка организма

Когда отсутствуют условия для тренировки организма путем постепенного увеличения производ­ственной нагрузки, то необходимые навыки и приемы работы на первых этапах производственного обучения вообще не приобретаются.В этой связи рекомендуется не только регламентиро­вать перерывы в работе в горячих цехах, но и начинать производственную практику или работу в них в такое время года (весна, осень), когда метеорологические усло­вия наиболее благоприятны и обеспечивают как бы есте­ственный и постепенный переход к воздействию теплово­го фактора на производстве.
При физической и умственной работе трудовой про­цесс характеризуется рядом этапов — «этап вхождения в работу» переходит в «рабочий сдвиг», который характе­ризуется наивысшей производительностью труда и опти­мальностью физиологических реакций организма, этот период заканчивается с окончанием рабочего дня. Нерациональный режим дня может обусловить накопле­ние утомления.
Установленный распорядок дня не рекомендуется часто менять, поскольку он приучает к четкости, точ­ности и обусловливает весьма благоприятные условия для тренировки и закрепления определенного ритма тру­довой деятельности. Однако целесообразно при неиз­менности ритма менять темпы работы, чередуя виды труда, что способствует снятию тормозного влияния дли­тельной однообразной работы.
Было обнаружено, что при выполнении в течение дли­тельного времени однотипных рабочих операций в про­цессе производственного обучения у подростков к концу дня наблюдается увеличение числа произвольных пере­рывов, удлинение времени выполнения операций, при этом показатели энергетических трат организма ухудша­ются. Подобных явлений при ином чередовании производ­ственной деятельности у тех же подростков не наблюда­лось. Таким образом, для подростков оказывается более благоприятным режим дня, при котором подростки вы­полняют в процессе трудового дня различные операции.
Примером монотонной работы, связанной с однообра­зием многократно повторяемых движений и большой дробностью операций, является работа на конвейере. Не­благоприятные моменты этой работы могут быть устране­ны при осуществлении оптимального режима с введением дополнительных перерывов, сочетающихся с активным отдыхом, функциональной музыкой, а также при регули­ровании скорости движения конвейера. Ликвидация мо­нотонности может быть осуществлена за счет укрупнения производственных операций, если они состоят из очень дробных циклов, или расчленения сложных операций на простые.
Следует подчеркнуть, что рациональный режим труда можно создать лишь тогда, когда успешно организован полноценный отдых, который предупреждает возмож­ность переутомления. Отдых должен быть достаточным по продолжительности и систематичным, причем время от­дыха должно быть дифференцировано для подростков различного возраста с учетом степени их тренированно­сти к трудовой деятельности и адаптации к факторам производственной среды. Так, для подростков 14-16 лет при 4-часовом рабочем дне рекомендуется делать через 50 мин работы 10-минутный перерыв, а еще через 50 мин работы перерыв на 30 мин, в который учащиеся могут пообедать, далее через 50 мин работы еще 10-минутный перерыв.


Leave a Reply