Нежелательные эффекты

Нежелательные эффектыВ большинстве отраслей народного хозяйства в про­цессе трудовой деятельности приходится сталкиваться с факторами, каждый из которых не выше или ниже установленных нормативов, но комбинированное дейст­вие которых может вызывать нежелательный эффект. Именно рациональный режим труда и отдыха в соче­тании с гигиеническими профилактическими мероприя­тиями, учитывающими особенность той или иной отрасли промышленности и сельского хозяйства, будет способст­вовать нивелированию неблагоприятных воздействий производственной среды на растущий организм.
Так, при разработке рационального режима труда в машиностроении следует учитывать, что подростки мо­гут подвергаться действию высоких и низких температур воздуха, шума и вибрации, пыли и газа и др. Кроме того, иногда подросткам приходится работать в вынуж­денной позе. Поэтому при организации труда должны быть учтены как производственные требования, так и физиологические условия приложения мышечных усилий, т. е. учтены эргономические требования. Необходимо предусмотреть устранение мышечного перенапряжения за счет проведения соответствующих тренирующих уп­ражнений, повышающих работоспособность организма. Рекомендуется наиболее утомительную работу поручать подросткам в первую половину рабочего дня.
При производственном обучении подростков следует проводить чередование теоретических занятий и произ­водственной практики в течение дня, а не через день.
Несколько иные требования предъявляются к режиму труда и отдыха учащихся профессионально-технических училищ черной металлургии и угольной промышлен­ности. Так, режим труда для учащихся ПТУ черной ме­таллургии должен предусматривать постепенную адапта­цию подростков к лучистому воздействию на производ­стве, а для ПТУ горной промышленности — сокращение рабочего дня согласно существующему законодательству, проведение профилактического ультрафиолетового об­лучения.
При установлении правильного режима труда и от­дыха для учащихся, контактирующих с химическими веществами, необходимо проводить нормирование вре­мени работы. Продолжительность рабочего дня должна быть различной в зависимости от характера химических веществ, их концентрации .в рабочей атмосфере, степени токсичности, детоксикационных свойств и избиратель­ного действия на растущий организм. Проведение про­изводственной практики даже в течение ограниченного времени при наличии в воздухе рабочих помещений та­ких химических веществ, как ртуть, свинец, инсектици­ды, окись углерода, и др. (до 3 ч) может вызвать неблагоприятные реакции организма подростка.
Перерывы в работе рекомендуется использовать для нахождения на свежем воздухе или в помещении с нор­мальным составом воздушной среды.
Особое внимание должно быть уделено режиму труда и отдыха подростков, выполняющих сельскохозяйствен­ные работы. Различные виды сельскохозяйственных ра­бот должны соответствовать возрастным, индивидуаль­ным особенностям развития и состоянию здоровья под­ростков.
Многими исследователями установлено, что сочета­ние сельскохозяйственного труда, соответствующего воз­растным возможностям подростка, с пребыванием в лет­ний период на открытом воздухе при правильной организации режима труда и отдыха оказывает положи­тельное влияние на состояние здоровья подростков.


Leave a Reply