А. М. Мамедовым (1968) установлено, что наиболее выраженные реакции отмечаются в возрасте 14-16 лет, что обусловлено повышенной реактивностью и незавершенностью развития защитно-приспособительных механизмов. К 17-18 годам приспособительные механизмы совершенствуются, повышенная реактивность нормализуется.Вследствие этого воздействие химического фактора не вызывает столь выраженных реакций.
Большое значение имеет разработка вопросов установления минимального возраста приема подростков в ПТУ, техникумы, вузы химического профиля и допуска их во вредные цеха в процессе обучения. Так, И. И. Кондратьева и соавт. (1974) на основании данных о влиянии малых количеств сероуглерода (в 6 раз ниже ПДК) на организм подростка предлагает установить минимальный возраст для приема в ПТУ данного профиля 15 лет. Предлагается установить минимальный возраст допуска подростков для работы в контакте с сероуглеродом в концентрациях на уровне ПДК 18 лет. А. М. Мамедов, изучивший влияние углеводородов малосернистой нефти, рекомендует установить минимальный возраст для поступления в ПТУ данного профиля 16 лет. Для многосернистой нефти ряд авторов предлагают минимальный возраст допуска на обучение 18 лет (Н. С. Своднова и др.). Ряд исследователей предлагают отодвинуть момент начала работы во вредных условиях к 19- 20 годам или создать особые производственные условия для подростков.
Так, М. Я. Бурдыгина (1972) считает, что лиц моложе 19 лет не следует принимать в училище на обучение профессии аппаратчика химического завода в условиях воздействия хлора и хлорированных углеводородов.
В литературе широко освещены вопросы определения профессиональной пригодности подростка к производственному обучению и работе в условиях контакта с химическими веществами при различных отклонениях в состоянии здоровья (Л. Т.Антонова и др., 1970).
Обследования студентов химического техникума с заболеваниями сердца ревматического характера и врожденными пороками сердца показали, что трудоспособность их ограничена, возможна лишь работа и обучение профессиям без контакта с химическими веществами. Подростки же с гипертонией, митральной конфигурацией сердца могут обучаться в химическом техникуме. При нарушении функции печени авторы считают возможным обучение в техникуме при условии последующей работы вне контакта с гепатотропными веществами. Авторы считают, что лица с патологией верхних дыхательных путей и глотки могут работать в химической промышленности после проведения соответствующей санации. Аналогичные выводы авторы делают и для лиц с функциональными нарушениями сердечнососудистой системы.
П. Н. Любченко (1967) на основании исследования особенностей влияния малых концентраций свинца на растущий организм считает противопоказанным обучение профессиям радиомонтажника подростков при следующих болезнях: ревматизм, болезнь Боткина, анемия, заболевания нервной и эндокринной систем, болезни печени и почек, а также отсталость физического развития.