Работы проводились с участием научных сотрудников и стажеров ГИСГ, сотрудников кафедры гигиены воспитания и других смежных кафедр.Отобранные для этих целей пункты — два фабричных района Тулы и Ногинска, сельские школы Московской области, школы Москвы и ее окрестностей — стали опорными базами для последующих исследований, проводимых учениками А. В. Молькова.
В ряде пунктов работа проводится и в настоящее время: коллективом кафедры гигиены детей и подростков I Московского медицинского института имени И. М. Сеченова (В. Н. Кардашенко, Л. П. Кондакова, В. П. Стромская и др.) и сотрудниками Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РОССИИ (М. В. Антропова, Г. П. Сальникова и др.). Кроме того, в Москве впервые были разработаны стандарты физического развития по унифицированной методике. Изучались не только школьники, но и воспитанники детских садов, школ фабрично-заводского обучения, студенты и другие группы детей и подростков
(Г. П. Сальникова, 1968; М. И. Корсунская, 1936, и др.).
С момента издания специального декрета Совета Народных Комиссаров в октябре 1922 г. о проведении обязательных периодических медицинских осмотров подростков до 18 лет в нашей стране повсеместно проводятся массовые медицинские освидетельствования рабочих-подростков и учащихся профессионально-технических училищ. Методическими указаниями по диспансеризации подростков, утвержденными Министерством здравоохранения РОССИИ, предусматривается ежегодными медицинскими осмотрами стопроцентный охват юношей и девушек с 15-летнего возраста, отбор лиц, нуждающихся в лечении, и наблюдение этих контингентов.
Основной задачей профилактических медицинских осмотров является раннее выявление заболевших подростков или имеющих отклонения в состоянии здоровья, для чего проводится освидетельствование врачами узких специальностей — окулистами, отоларингологами, невропатологами, фтизиатрами и др. Научными исследованиями многих ученых нашей страны установлены большие положительные изменения в состоянии здоровья молодого поколения, которые произошли благодаря непрерывному улучшению материального благосостояния и социальных условий советского народа, совершенствованию системы обучения и производственных условий для учащихся и работающих подростков, а также повышению уровня здравоохранения. Результаты исследований раскрывают воздействие конкретных факторов внешней и производственной среды на функциональное состояние, формирование организма подростка и позволяют внести гигиенические коррективы при неблагоприятном влиянии.
Наряду с расширением и углублением научных работ по изучению состояния здоровья молодежи изменились методические подходы к оценке степени здоровья, критерии их определения.
Наиболее обобщающее определение здоровья дано Большой медицинской энциклопедии РОССИИ: «Здоровье- такое состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».