Подтверждением тому, что свет влияет на формирование миопической рефракции, могут служить материалы, полученные при обследовании и школьников, длительно проживающих в Заполярье, где свет искусственных источников в период полярной ночи является единственным фактором, создающим на протяжении почти трети года условий для работоспособности зрительного анализатора.Сравнительный анализ материалов о характере лиц с аномалией рефракции показал, что среди школьников старше 10 лет, живущих в поселке, где уровни освещенности в классах были в 5-10 раз ниже, чем в школах города, лиц с миопической реакцией больше.
Очень интересны эксперименты Joung (1962) над обезьянами, помещенными в помещениях различным световым климатом. Опыты показали, что свет, вернее отсутствие света, является причиной развития миопии у обезьян. Следует отметить тот факт, что миопами становятся далеко не все. В одном и том же классе ученики читают и пишут в одинаковых условиях. В сходных условиях школьники делают уроки и дома, т. е. зрительная нагрузка у них почти одинакова. Здесь значительным фактором, способствующим развитию миопии, является наследственное к ней расположение.
Это может проявляться в том, что зрачковая или аккомодационная (или та и другая вместе) способность оказывается недостаточно развитой к тому моменту, когда у детей начинается интенсивная зрительная работа. Отсюда соответствующая реакция глаза в виде миопии. Причиной может быть и врожденная неполноценность мышц зрачка или хрусталика (цилиарные мышцы), их ослабление из-за общих нарушений и заболеваний организма.
В последнее время ряд авторов видят причину развития миопии у детей ,в недостаточном воздействии на их организм ультрафиолетовой радиации (Ю. Д. Жилое, 1969; О. Н. Савельев, 1975).
Весьма интересные данные приводит О. Н. Савельев. Им обнаружено, что у лиц, не подвергающихся ультрафиолетовому облучению, нарушается фосфорно-кальциевый обмен и вследствие этого наступает изменение в мышечной системе организма, в частности мышцах зрачка и хрусталика. А мы знаем, что слабость последних является при прочих неблагоприятных условиях — высокой зрительной нагрузке при недостаточной освещенности — причиной развития миопии.
Меры по предупреждению миопии, очевидно, будут определяться теми причинами, что лежат в основе ее развития,- высокая зрительная нагрузка и неблагоприятные световые условия.
Можно ли уменьшить объем зрительной нагрузки в настоящее время? С развитием научно-технического прогресса объем работы зрительного анализатора будет не сокращаться, а наоборот, постоянно увеличиваться, причем будет увеличиваться объем такой зрительной работы, при которой объект должен рассматриваться на близком от глаза расстоянии (чтение, письмо, сборка мелких деталей на конвейере и т. д.). Будет возрастать и объем тех знаний, который должен быть усвоен учащимися в школах. Кроме того, намечается тенденция снижения возраста поступления в школу. Контакт ребенка с выполнением большей по объему зрительной работы будет начинаться не в 7, как в настоящее время, а в 6 лет, т. е. в период, когда рост глазного яблока не закончен и зрительный анализатор далек от своего совершенства.