Однако даже регламентация времени трудовой деятельности может способствовать неблагоприятным сдвигам в организме подростков, если не учитывать тот факт, что привыкание к режиму труда должно проходить постепенно, по мере образования и развития стойкого динамического стереотипа.
Так, начальный период производственного обучения, например, для слесарей, у которых продолжительность рабочего дня составляла 5 ч, оказался напряженным из-за малой тренированности организма к новым видам труда. Однако спустя полгода после начала трудовой деятельности отмечалось повышение выносливости и работоспособности. При этом реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку была адекватной (С. И. Крапивенцева и др., 1962).
Подобная картина отмечена у подростков, проходящих обучение в горячих цехах. При отсутствии учета необходимости постепенного вхождения в работу, при отсутствии рационального режима труда и отдыха наблюдалась низкая эффективность усвоения не только практических, но и теоретических дисциплин. При этом отмечалась неблагоприятная реакция сердечно-сосудистой системы — учащение пульса до 160 в минуту.