Профилактическая доза ультрафиолетовой радиации может быть меньше зрительной биологической дозы (биодозы), равна ей или больше ее.Сроки облучения и начало его зависят от климатических особенностей местности, где оно проводится. Так, на севере (севернее 60°) облучение следует проводить в течение 7 мес, начиная с октября, а в условиях средней полосы (севернее 50°) — 5 мес, начиная с ноября. На юге проводить профилактическое ультрафиолетовое облучение не рекомендуется.
Для облегчения расчетов количества применяемых в помещениях для школьников ламп типа ЛЭ-30 приводим соответствующую номограмму.
Режим обучения, труда и отдыха
Выше были изложены сведения о влиянии на организм подростков различных факторов производственной среды, действию которых они подвергаются в период работы или прохождения практики.
Кроме производственных факторов, на организм оказывают большое влияние чередование умственной и физической работы и объем ее, причем чередование в течение дня, недели, а также нескольких лет, т. е. режим труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха подростков в сочетании с соответствующими гигиеническими мероприятиями способствует смягчению или устранению неблагоприятных воздействий производственной среды на растущий организм.
Следует отметить, что режим труда и отдыха подростков будет в известной степени зависеть от тех факторов, с которыми им необходимо встречаться в производственных условиях, а также объема умственной и физической работы, статических и динамических компонентов в работе, т. е. в конечном итоге для соответствующей отрасли народного хозяйства будет свой специфический рациональный режим труда и отдыха.
Для многих профессий некоторые общие вопросы режима и рекомендации одинаковы.
В основу построения рационального трудового режима подростков должно быть положено соответствие трудовой нагрузки возрастным особенностям и их возможностям с учетом состояния здоровья и физического развития.
Рациональный режим должен предусматривать соблюдение оптимальной продолжительности рабочего дня, а также темпа и ритма работы, постепенности нагрузки, т. е. постепенности вхождения в работу, чередование трудовых операций, сокращение времени статического напряжения, регламентированные перерывы для отдыха и приема пищи. Большую роль в режиме для работающего подростка может играть производственная гимнастика как фактор активного отдыха.
Режим труда и отдыха может быть тогда рациональным, когда обеспечены благоприятные условия внешней производственной среды.
В подтверждение указанных положений необходимо привести часть данных из огромного материала научных исследований, посвященных оценке режима труда и отдыха учащихся и работающих подростков. Известно, что длительность рабочего дня подростков строго регламентирована Советским законодательством. Подростки в возрасте 14-16 лет должны работать не более 4 ч, а в возрасте 16-18 лет — не более 6 ч в день.