Изучая функциональное состояние организма подростков при работе в условиях высокочастотного шума нормативных уровней для взрослого (суммарный уровень 85 дБ), И. И. Пономаренко установил, что порог слуховой чувствительности в процессе работы повышался в 100% случаев на всех исследуемых частотах 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Максимальное снижение чувствительности слуха отмечается на частотах 1000 и 4000 Гц, составляя в среднем 22,5-24,7 дБ на первом и втором годах профессионального обучения. Изменение порога слышимости у обследуемых происходило различно.Период восстановления слуховой чувствительности у подростков был одинаков на первом и втором годах обучения. Через 10 мин после прекращения работы наступало некоторое восстановление функций — понижение слуха на частотах 1000-4000 Гц составляло в среднем уже 15 дБ. После 20 мин отдыха порог слышимости был равен в среднем 10 дБ. Через 30 мин-6-7 дБ. Спустя 35-40 мин после окончания работы слуховая чувствительность подростков достигала исходных величин.
В процессе работы подростков в условиях производственного шума исследовалось состояние их сердечнососудистой системы. Исследования показали, что на первом и втором годах обучения у подростков при работе в условиях высокочастотного шума нормативных уровней для взрослого отмечалось понижение максимального артериального давления в 80% случаев (в среднем на 12 мм рт. ст.) и повышение минимального (на 7-8 мм рт. ст.), в результате чего пульсовое давление снижалось (в среднем на 20 мм рт. ст.).
Электрокардиографические показатели менялись различно. К постоянно возникающим изменениям ЭКГ относится увеличение длительности сердечного цикла за счет увеличения времени диастолы сердца. Увеличение интервала Р- Р закономерно влекло за собой снижение систолического показателя и урежение частоты пульса. Эти изменения наблюдались в абсолютном большинстве случаев. Урежение частоты пульса у подростков в процессе работы происходило в среднем на 17 ударов в минуту. Систолический объем уменьшался в среднем на 8,5%, время диастолы и сердечного цикла увеличивалось соответственно на 0,17 и 0,20 с.
Анализируя средние данные скрытого времени услов-норефлекторных двигательных реакций на световой и звуковой раздражители, можно отметить, что в абсолютном большинстве исследований отмечалось увеличение латентного периода на первом и втором годах обучения подростков: на свет в среднем 21-23 мс, на звук-26-27 мс; результаты исследования «умственной работоспособности» согласовывались с данными хронорефлексо-метрии.
Отмечается отсутствие существенной разницы в изменениях функционального состояния организма подростка на первом и втором годах работы в учебно-производственных мастерских. Это находится в соответствии с данными Л. Л. Ковалевой, Е. А. Тимохиной (1967) и свидетельствует об отсутствии адаптации у подростков к шумовому фактору.
Выраженные действия на порог слуховой чувствительности, сердечно-сосудистую систему и центральную нервную систему наблюдались при шумах с уровнями 75 и 86 дБ. Существенное воздействие оказывают шумы с уровнем 70 дБ. Минимальные изменения функций организма отмечены при уровне шумов 65 дБ. При этом широкополосный шум вызывал большие функциональные сдвиги, чем узкополосный, а шум октавной полосы в 2000 Гц проявлял тенденцию к большему воздействию на функциональное состояние организма подростков по сравнению с шумом полосы 1000 Гц.